Гобустан - гористый участок на юго-востоке Большого Кавказского хребта, расположенный в 60 км от Баку, является территорией на которой обитал древний человек. «Гобу» по-азербайджански балка. Отсюда и название Гобустана - край балок и оврагов. Когда-то море доходило до подножья этих невысоких гор, но со временем оно отступило, оставив свои характерные отметины.
В горах Гобустана Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг, Шонгардаг и Шыхгая сосредоточены свидетельства прошлого азербайджанского народа эпохи каменного века и последующих периодов - наскальные изображения, стоянка человека, надгробные памятники и др. Наиболее значительными из них являются наскальные изображения - петроглифы, высеченные первобытными людьми на стенах пещер, скалах и каменных глыбах. Эти первобытные памятники искусства отображают культуру, хозяйство, мировоззрение, обычаи и традиции древних азербайджанцев.
Обнаружены были наскальные изображения случайно. В 1930-х годах здесь проводились работы в каменном карьере. Местность была завалена большими каменными глыбами. Во время работ один из рабочих заметил необычные рисунки на скале. Чем больше расчищалась территория, тем больше изображений становились доступными взору. Особенно много рисунков было обнаружено в пещерах. Работы в карьере были остановлены, а о находке сообщили ученым. В 1939 году археолог И.Джафарзаде начал первые археологические исследования петроглифов Гобустана. С тех пор исследования проводятся и по сей день. Усилиями И.Джафарзаде, Дж.Рустамова, Ф.Мурадовой и других археологов было обнаружено более 6 тысяч рисунков на 1000 скалах, древние жилища - пещеры и стоянки, около 40 курганов, более 100 тысяч предметов материальной культуры. Наиболее древние рисунки относятся к эпохе мезолита, однако предполагается, что жизнь существовала здесь и раньше, что позволяет считать Гобустан одной из колыбелей цивилизации.
Наскальные изображения Гобустана относятся к разным эпохам и датируются от 10- 8 тысячелетий до н.э. до средних веков. По охвату столь большого исторического периода они занимают высокое место среди других наскальных коллекций мира. Этапы развития наскальных изображений Гобустана ясно прослеживаются в многообразии тем, стиле, строении, технике исполнения рисунков, а также в том, что они с самых древних времен вплоть до последних веков изображались друг на друге. Темы этих образцов искусства во многом связаны с жизнью людей. Зарегистрированы изображения конной и пешей охоты, батальные сюжеты, сцены коллективного труда, жатвы (жнец собирает урожай). Сохранились рисунки одиночных и групповых ритуально-обрядовых танцев, напоминающих современный азербайджанский народный танец "Яллы". Название танца происходит от слова "ял" - "еда". Исполняемый в виде хоровода танец видимо предшествовал охоте. Возможно эти обряды совершались под звуки, издаваемые необычным музыкальным инструментом каменного века. Назывался он "Гавал-даш" (камень-бубен). Ударом в разные точки каменного валуна можно получить различные звуковые тона и сыграть разнообразные мелодии. Наверное, под похожую музыку древние гобустанцы танцевали и совершали свои обряды.
Часть рисунков высекались в тот период, когда в Гобустане, вероятно, был тропический климат, ландшафт его имел характер саванны с богатой флорой и фауной. Обилие воды и пищи способствовали многообразию живой природы. На наскальных изображениях можно наблюдать рисунки животных, обитавших здесь в период последних 10 тысяч лет - джейранов, диких коз, оленей, диких свиней, лошадей, львов и т.д. Также встречаются изображения птиц, рыб, змей, ящериц и различных насекомых.
Для Гобустана характерны мужские и женские изображения. Силуэтные рисунки людей почти натуральной величины относятся к наиболее древним и датируются ранним периодом неолита (VIII тысячелетие до нашей эры), когда главой рода являлась мать. В женских изображениях особенно выпукло переданы бюсты и бедра. Здесь женщина подразумевается, как символ добра и благополучия, как продолжательница рода. Мужчины на рисунках изображены в охотничьем обличии с луками и стрелами. Они высокого роста, со стройными телами, опоясанными ремнями, с развитой мускулатурой. Мужские фигуры в основном в набедренниках, а некоторые фигуры женщин украшены татуировкой. Подобные изображения людей характерны для тропических стран и Океании, а в пределах Европы и стран СНГ подобные изображения не зарегистрированы.
После силуэтных изображений людей последовали контурные рисунки диких быков, выполненные в натуральную величину - некоторые из них достигают 240 см в длину и около 140 см в высоту. Крупные, а также несколько уменьшенные контурные рисунки диких быков и небольшие изображения вооруженных луками людей датируются периодом VII - IV тысячелетия до н.э., когда охота играла важную роль в жизни людей. Многочисленные рисунки джейранов, диких коз, оленей, диких свиней, лошадей, львов и других животных относятся к более поздним периодам. Охватывающие период от VI - III тысячелетия до н.э. до средних веков, они привлекают внимание своими пропорциями, динамизмом.
Среди множества рисунков этого периода привлекают внимание изображения лодок с гребцами, что указывает на то, что древние поселенцы были хорошими мореходами. Изображенное на корме лодок солнце позволяет провести аналогию с подобными рисунками, обнаруженными в Швеции, на Урале, в Египте. По древним повериям солнце заходя на востоке за ночь перемещается на лодке, чтобы заново появиться утром на западе. Наскальные изображения Гобустана крайне заинтересовали известного ученого и путешественника Тура Хейердала, который несколько раз побывал здесь. Изучая сходные изображения лодок в Гобустане и Норвегии, он выдвинул гипотезу, что предки древних викингов прибыли в Скандинавию на лодках с берегов Каспия.
Со временем изменялась техника рисунка. На смену силуэтным изображениям пришли контурные. В отличии от более ранних изображений, часто выполненных в натуральную величину, в эпоху бронзы размер рисунков стал уменьшаться. Наряду с развитием изобразительного искусства этому способствовало и использование более совершенных инструментов, в том числе металлических.
Кроме древних рисунков примечательна латинская надпись, обнаруженная у подножья горы Беюк-даш в Гобустане. Она относится к I веку нашей эры, между 84 и 96-м годами, и свидетельствует о пребывании римских войск близ Баку: "Время императора Домициана Цезаря Августа Германского, Луций Юлий Максим, Центурион XII Легиона Молниеносного". Латинский автор второй половины IV века Евтропий сообщает, что Домициан совершил четыре похода и во время одного из них был истреблен его легион вместе с полководцем. По-видимому, здесь, в гобустанской надписи, упоминается тот самый отряд XII легиона, который был истреблен местными жителями Апшерона.
В средние века (начиная с VIII века и позднее) в связи с уменьшением экономической значимости охоты, развитием изобразительного искусства по керамике и металлу, негативным отношением исламской религии к изображениям людей и животных, наскальные рисунки Гобустана приобретают схематический характер и все более уменьшаются в размерах. Рисунки менее реалистичны, они чертились прямыми линиями и часто уподоблялись геометрическим фигурам. Среди рисунков встречаются высеченные арабским алфавитом надписи, относящиеся к XII-XIV векам.
Наскальные изображения Гобустана занимают значительное место среди аналогичных культурных монументов, обнаруженных в Карелии, Сибири, Средней Азии и в других частях мира. Они имеют много общих черт с наскальными петроглифами Скандинавии, Перинеев и Африки. Учитывая историко-художественную ценность и мировое значение памятников Гобустана, 9 сентября 1966 года на территории площадью 4,4 тысяч га был образован заповедник. Целью деятельности заповедника является охрана наскальных изображений, курганов и жилищных объектов, их изучение и пропаганда. Ныне Гобустан - настоящий музей под открытым небом. Ежегодно эту удивительную картинную галерею посещают тысячи людей со всего света.
No comments:
Post a Comment